"Как заработать?" или 5 стратегий монетизации мобильного приложения

Итак, вы создали приложение... и что дальше? Как получить оплату за свой труд? Как сделать так, чтобы за ваш продукт платили?
Ответ очевиден: нужно выбрать стратегию монетизации. Но легко сказать "нужно выбрать"! А какие они вообще есть? Какие у них плюсы и минусы? Какая из них лучше?

Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в данной статье.

Монетизация мобильного приложения

Стратегия №1 - Реклама

Всем известный способ - запихнуть в приложение побольше рекламы и получать за это деньги. Давайте откровенно – способ скорее дополнительный, чем основной: особо много на нём не заработаешь. Но тем не менее, как дополнительный способ заработка, стратегия вполне неплоха. Рассмотрим подробнее, какой бывает реклама в приложениях. Обычно она бывает двух видов.

1. Баннерная. Т.е. вы время от времени буквально тычете посетителю в нос рекламной картинкой. Обычно подобные картинки аккуратно вставляются в нижнюю или верхнюю часть экрана, но случаются исключения - всё зависит от фантазии и алчности разработчиков. К примеру, многие приложения используют такую рекламу в качестве промежуточного экрана.

Такую рекламу следует использовать в случае, если ваше приложение - это мобильная игра. Если выдавать подобную рекламу в начале это может принести свои плоды.

Встроить в свое приложение баннер вы сможете с помощью сервисов от Google и Apple.

2. Нативная реклама. Позволим себе напомнить, что "нативной" называется реклама, которая хорошо вписана в контекст ситуации и не выделяется ярким пятном на фоне приложения.

Её рекомендуется использовать в том случае, если ваше приложение - не одноразовое. Нет, мы ничего не имеем против одноразовых приложений, однако если ваш продукт нужен для того, чтобы разок-другой обрезать рингтон, вряд ли имеет смысл продумывать менее навязчивые способы встраивания рекламных объявлений.

Если вы хотите встроить подобный тип рекламы в приложение - отправьте запрос в рекламную сеть. Они пришлют материалы и наборы данных, которые вы должны будете проработать с дизайнерами приложения. Вот список крупнейших сетей - target.my.com; avocarrot.com; applovin.com; www.inmobi.com; pubnative.net. Больше вы сможете найти с помощью поисковиков.

Пример нативной рекламы

Пара слов о внутриигровой рекламе.

2016 год принес множество интересных идей для увеличения прибыльности рекламы. Набирает популярность видеореклама, расцветает методика заполнения рекламой естественных пауз игры (будь то загрузка нового уровня или конец гейм-сессии), растет уровень нативной рекламы (к примеру футбольная игра Tiki Taka Soccer использует рекламные щиты на боковых линиях поля, а Pixelberry Studios отображает рекламу на рекламных билбордах в собственном игровом мире приложения. Использовать рекламные щиты для рекламы - гениально, не правда ли?)

Стратегия №2 - классическая. Платная версия приложения

Этой стратегией нужно пользоваться в тех случаях, когда ваш продукт - это приложение-сервис, часто используемое для определенных целей.

Суть проста, как 5 копеек - пользователь получает полноценную программу, один раз купив её. Однако тут имеется сложность - пользователя надо убедить купить приложение! А это очень сложно, когда он не знает, о чем идет речь.

Стратегия № 3 - Freemium

По сути - демо-версия. Наиболее оптимальное подходит для игр и развлекательных приложений.

Реализовывается всё просто - вы делаете своему приложению две версии. Одна - ограниченная, с обрезанным функционалом; другая - полноценная, да ещё, может быть, с какими-то бонусами. Первую предоставляете бесплатно, вторую платно. Профит.

Плюсы Freemiumа очевидны - бесплатное приложение легче приманит аудиторию, и позволит немного изучить продукт. После изучения склонить пользователя к приобретению обычно проще (если продукт качественный, разумеется).

С другой стороны, есть и минусы - нужно привлекать большую аудиторию, ибо каждый пользователь платит всего 1 раз. К тому же, приложение следует тщательно проанализировать на баланс функционала. Если со всеми задачами пользователя справится бесплатная версия, зачем тратить деньги на платную?

Стратегия № 4: Free-to-play

Также она называется f2p и базируется на продаже контента внутри приложения. Если у вас, как и в прошлом случае, не одноразовое приложение, а гипнотически-залипательное, многоразовое (социальная сеть, мессенджер, игра, сервис знакомств) - эта модель вам определенно подойдет.

Некоторые путают f2p и freemium - мол, и там и там деньги платятся не за рекламу, за внутренние ресурсы приложения. Однако почувствуйте разницу: в f2p платить не обязательно. Плата лишь улучшает функционал, который доступен полностью. Хотите, чтобы в играх персонаж получал уровни быстрее? Купите ему волшебный кристалл с +1000 урона за 100 рублей. Хотите переписываться с использованием красивых смайликов\стикеров (привет, ВК!) - купите эти самые стикеры. Не хотите - играйте\общайтесь как обычно, никто не заставит вас что-то покупать.

В случае с Freemium ситуация другая. Там при отсутствии платы пользователь, по сути, получает только демо-версию приложения с одной-двумя функциями.

Иными словами, в случае с freemium альтернативы нет. Чтобы получить полный функционал, пользователь должен платить. В случае с f2p альтернатива есть. Пользователь может и не платить, но если заплатит - приложение станет более комфортным.

Преимущества модели f2p:

  • Множество возможностей влиять на политику монетизации - что захотели, то и продаёте.
  • Независимость от рекламы и рекламных сетей.
  • Лояльное отношение пользователей, которым не лезут насильно в кошелёк.

Минусом можно назвать необходимости PR - для успешного внедрения такой стратегии необходимо большое число пользователей. Как вы понимаете, это достигается не сразу.

Несколько слов о Gacha. Этим мудреным словом называется популярная в Японии тактики монетизации, при которой разработчики выдают игрокам случайные предметы в обмен на игровую премиум-валюту. Тактика пользуется переменным успехом, однако чаще всего она значительно повышает интерес к игре. Лотереи и возможность за небольшую плату выиграть крутой приз всегда нравились пользователям.

А ещё постепенно набирает популярность такой тип, как Paymium. Этот вариант представляет собой смесь f2p с платным приложением. Т.е. предполагается, что приложение сначала купят за определенную сумму, а потом уже будут покупать что-то внутри самого приложения. С виду - наглая обдираловка, однако прибыль она даёт. Правда, далеко не везде и не всегда.

Стратегия № 5: Подписка

Ну тут всё понятно из названия. Нет?

Окей, поясняем. Вы берете деньги за временное предоставление собственных услуг. Чаще всего это доступ к какому-нибудь контенту (кино, музыка, какие-то текстовые материалы), либо же функционал (музыкальные, видео, графические редакторы, те или иные "конструкторы" и т.п.)

Модель достаточно гибкая и предоставляет много возможностей (будь то акции, более дешевые крупные предложения и т.д.), однако есть и минус - вам постоянно придется следить за качеством и пополнением контента, а также зарабатывать репутацию и известность. Однако если вы предлагаете действительно интересный и нужный пользователям контент - у вас есть все шансы.

Выводы и итоги

Мы перечислили тут основные стратегии монетизации мобильных приложений. Чтобы понять, какая именно подходит для вас, необходимо провести тщательный анализ некоторых вопросов - таких, как "а какие стратегии вообще подходят к такому типу приложения" и "будь я пользователем - мне бы захотелось это купить?"

Разумеется, идеального рецепта нет, каждый выигрывает и теряет по-своему. Важно отметить, что такой аспект как "монетизация" лучше всего продумывать в начале этапа проектирования, а не в конце этапа разработки.

Напоследок позволим себе несколько советов:

  1. Будьте осторожны с Freemium. Приложение без раскрученного бренда, широкой аудитории и\или с неправильным балансом платных и бесплатных ресурсов не зарабатывают практически ничего.

  2. Не делайте упор на одну стратегию. К примеру, одна только реклама вряд ли принесет вашему приложению большую прибыль. Координируйте стратегии, смешивайте их. Возможно, какой-то из вариантов принесет вам успех.

  3. При работе с платной моделью не забывайте о сниженной цене в самом начале. Это позволит привлечь аудиторию. Главное - не переборщите со снижением.

  4. Делайте просто классный и полезный продукт. Если он будет действительно нужен, пользователи будут им пользоваться.

Мы желаем вам удачи в этом нелегком вопросе и надеемся, что ваши труды не пройдут даром.