Виртуальная реальность - что это?

Поскольку все больше наших клиентов при виде списка услуг задается вопросом «какая-какая реальность?», мы решили сделать небольшое пояснение. Виртуальная реальность, дополненная реальность, что это такое и с чем это едят? – Ответы на эти вопросы вы узнаете в этой статье.

Начнем с наиболее популярного:

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Виртуальная реальность

Виртуальной реальностью обычно называется искусственное пространство, в котором пользователь ощущает полный эффект присутствия. Получается этот самый «эффект присутствия» благодаря воздействию на основные органы чувств человека – зрение, слух, осязание – а иногда и обоняние.

Зрение не просто так стоит в этом списке на первом месте – именно через него мы получаем большую часть информации об окружающем мире (слепых ниндзя из японских и голливудских боевиков в расчет не берем). Собственно, именно поэтому большая часть специализированных  приборов имею форму очков – мы должны видеть эту реальность собственными глазами.

В связи с этим одним из базовых принципов виртуальной реальности является т.н. стереоэффект. Суть этого эффекта заключается в том, что два наших глаза видят немного разные картинки. Это легко заметить, поочередно закрывая глаза. Нынешние технологии учитывают эту разницу и подстраивают под каждый глаз немного разную картинку. А чтобы эти картинки закрывали все поле зрения, используются линзы.

Иными словами, в очках виртуальной реальности мы видим не одну картинку, а две – и в результате видимые предметы кажутся объемными и похожими на настоящие (если разрешение и качество текстуры, конечно, позволяют).

Присмотритесь - изображение на картинках немного разное

Вторым базовым элементом виртуальной реальности является достижение возможности взаимодействия с этой самой реальностью. Иными словами, для полного погружения нам надо не только видеть объемные предметы, но также иметь возможность двигать и ощущать их. Кроме того, крайне необходима возможность двигаться самому: какая же это реальность, если в ней нельзя сдвинуться с одной точки?

Как понимаете, эта задачка будет посложнее стереоэффекта, однако современные технологии научились справляться и с ней.  Правда, пока что это удел лишь дорогих устройств, снабженных полноценной системой подстанций. Суть технологии базируется на светодиодах и объясняется тем, что подстанции-базы с определенной периодичностью посылают лазерные лучи на сами очки и таким образом точно замеряют их позицию в пространстве. Это позволяет отследить движение головы и подстроить картинку под него.

Пример шлема с отслеживанием местоположения

В более бюджетных решениях подобные технологии не используются. Там для взаимодействия с предметами нужна клавиатура или джойстик.  Хотя смотреть по сторонам в них вполне можно.

ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Простейший пример с одним из простейших Nokia

Сразу скажем – это не синонимы и не дополняющие друг друга решения. Это – две абсолютно разные технологии.

Дополненная реальность (от англ. augmented reality – AR) – это технология «дорисовывания» картинки или видео на изображение, получаемое с камеры устройства. Всем наверняка помним какие-нибудь фильмы про роботов, в окулярах(глазах?) которых сразу всплывают подсказки об о месте, оружии противника и т.д. Вот это – дополненная реальность.

Простейшим гаджетом для использования дополненной реальности является смартфон – современных мощностей вполне хватает на обработку и «дорисовку» нужного контента. Каждый из нас наверняка сталкивался с каким-либо приложением, которое добавляет к изображению фронтальной камеры какие-нибудь элементы и эффекты – это тоже дополненная реальность.

Спектр использования дополненной реальности, как ни странно, гораздо шире такого у реальности виртуальной. Медицина, военная техника, автомобили – всем было бы удобно получать какую-либо информацию прямо на экране очков или же бортовом стекле. Однако и создание специализированных приборов для просмотра этой самой реальности более сложное и дорогостоящее. На данный момент в продаже имеется угнетающе малое количество подобных устройств.

Тем не менее, в будущем этот пробел заполнится – потенциал для развития AR огромен. Практически в любой объект можно встроить определенные метки, которые будет считывать устройство. Каждый товар в магазине, каждое здание на экскурсии и многое-многое другое.

УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПРОСМОТРА

Оборудование для входа в рай

Устройства для работы с VR можно поделить на 2 группы – шлемы и гарнитуры. Поговорим подробнее.

Шлемами называются системы, снабженные полноценным экраном и подстанциями для определения местоположения шлема. Такие устройства также называются Head Mounted Display – т.е. дисплеями, укрепленными на голове. Фактически, так оно и есть – приборы представляют собой мониторы с линзами и датчиками местоположения. Такие мониторы надеваются на голову – и вуаля. Вы в виртуальной реальности. К такому типу устройств относятся Oculus Rift, HTC Vive и PlayStation VR.

Преимущества:

  • настоящая виртуальная реальность, практически без ограничений.

Недостатки:

  • Вес - устройства весят около 300-400 граммов и при длительном использовании гарантированы неприятные ощущения в области шеи.
  • Цена - устройства сложные, требуют больших затрат – отсюда и цены.
  • Необходимость иметь мощный пк – мы не просто так назвали шлемы «мониторами». А мониторам всегда нужен системный блок.

Вторым типом приспособлений является так называемая «гарнитура» - устройство представляющее собой этакую подставку для смартфона с линзами. Наиболее известные из них - Samsung Gear VR, Fibrum и Google Cardboard.

Один из наиболее бюджетных вариантов очков-гарнитур

Как оно работает? Просто. В корпус вставляется смартфон с запущенным приложением, к нему (к смартфону) подключается беспроводной пульт управления (джойстик\клавиатура) и наушники. Благодаря линзам экран смартфона увеличивается и вуаля – мы в виртуальной реальности. Правда, передвигаться в ней приходится при помощи нажатия на клавиши, а для поворотов головы смартфон должен быть оснащен гироскопом.

Преимущества:

  • цена (Fibrum стоит около 3 тысяч рублей).

Недостатки:

  • Необходимость использования сторонних контроллеров для движения.
  • Необходимость наличия мощного смартфона.

ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ

Вероятно, в будущем выражение "отправить ребёнка погулять" перестанет быть связано с улицей

Согласно данным аналитической компании Canalys, в 2016 году было продано более 2 миллионов устройств класса «шлем». Что касаемо устройств-гарнитур, то их продажи перевалили за несколько миллионов.

Однако эти цифры далеко не радужные – отмечают аналитические агентства. Спрос оказался ниже ожидаемого и виной тому – нехватка контента. Аналитики говорят, что отрасли еще нужно время для развития.

Наша компания согласна с мнение аналитиков. Около двух лет назад мало кто вообще слышал об об очках виртуальной реальности – но теперь отрасль развивается стремительными темпами. Сейчас качественные устройства еще дороги – но вспомните, не было ли точно так же с мобильными телефонами и компьютерами, которые сегодня есть практически у каждого?

Остается только ждать и готовить контент для адаптации. И когда-нибудь (весьма вероятно, что уже достаточно скоро) очки виртуальной или дополненной реальности потеснят стандартные мониторы.